[На главную] [К оглавлению тома]

Методы исследования вестибулярного аппарата

Заболевания вестибулярного аппарата сопровождаются появлением ряда субъективных ощущений и объективно обнаруживаемых рефлексов.

При исследовании заболеваний вестибулярного аппарата можно пользоваться выявлением и тех, и других расстройств, однако предпочтительнее прибегать к обнаружению объективных расстройств, т.е. рефлекторных явлений.

Весь комплекс расстройств, наступающих при заболевании вестибулярного аппарата, называют общим именем вращательного головокружения.

Симптомокомплекс этого последнего заключается в следующем: больной испытывает ощущение вращения окружающих предметов (то, что называют "глазным головокружением"-Augenschwindel), а также обманчивые ощущения относительно положения предметов во внешней среде и положения собственного тела в пространстве (то, что называют "осязательным головокружением" - Tastschwindel). Кроме того, у больного появляются реактивные движения со стороны мышц туловища и конечностей и, при усилении, могут привести к нарушению равновесия в пространстве - падению; далее, известные расстройства со стороны глаз, иногда deviation conjuguee, лабиринтные параличи глаз и, что всего важнее, - глазной нистагм, иногда потемнение поля зрения, световые и цветовые субъективные ощущения и ряд вегетативных расстройств, как то: тошнота, рвота, побледнение или покраснение лица, холодный пот, сердцебиение, или замедление пульса и учащение дыхания. Очень редко наступает затемнение сознания.

Описанные тут явления, существуя спонтанно, настолько характерны, что их трудно просмотреть; в клинике, однако, наблюдаются случаи, где описываемые явления к моменту исследования отсутствуют, и больной указывает на них лишь в своем анамнезе. Бывают также случаи, когда заболевания вестибулярного аппарата протекают вообще без бурно выраженных симптомов, незаметно для больного и окружающих, а иногда выявление заболеваний вестибулярного аппарата не может производиться путем наблюдения спонтанно существующих расстройств, и необходимы особые способы исследования.

Таким образом, из сказанного ясно, что методика исследования вестибулярного аппарата может быть двоякая:

  1. она может заключаться в наблюдении спонтанных расстройств и
  2. она может состоять в искусственном раздражении лабиринта, с целью выявления реакции вестибулярного аппарата на подобные раздражения, а также определения того, представляет ли возникающая реакция какие-либо уклонения от нормы в смысле понижения или повышения возбудимости.

Как уже сказано, спонтанные расстройства наблюдаются непосредственно, скрытые же расстройства для своего выявления требуют применения различных раздражителей. Различают две категории раздражителей: адзкватные и инэкватные.

Под адэкватными раздражителями понимают такие, на какие вестибулярный аппарат реагирует в норме, при естественном его возбуждении; к инэкватным относятся раздражители, не имеющие места при физиологическом возбуждении вестибулярного аппарата.

К адэкватным раздражителям относятся: вращение, ускорение прямолинейных движений в горизонтальной (вперед, назад, вправо, влево) или в вертикальной плоскостях (вверх и вниз, в лифте), а также перемена положения головы или туловища в постранстве.

К инэкватным раздражителям относятся: искусственное охлаждение или перегревание лабиринта (калоризация), гальванизация, сгущение и разрежение воздуха в наружном слуховом проходе.

Ввиду всего сказанного методика исследования вестибулярного аппарата складывается из наблюдения спонтанно существующих расстройств и из искусственного возбуждения вестибулярного аппарата вращением, калоризацией, гальванизацией, сгущением и разрежением воздуха в наружном слуховом проходе к исследованием при ускорениях прямолинейных движений и при переменах положения тела.

Из спонтанно существующих расстройств, а равно и расстройств, возникающих при искусственном возбуждении вестибулярного аппарата, как уже сказано, предпочтительнее наблюдать объективно возникающие явления, т.е. рефлексы, а из числа этих последних лучше всего наблюдать так называемые соматические рефлексы.

К изложению их мы и переходим.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

[к оглавлению]