[На главную] [К оглавлению тома]

Определение количественных изменений слуха

Одно только качественное исследование слуха не дает еще надлежащего представления о слуховой способности исследуемого. Чтобы получить надлежащее представление о степени сохранившейся у больного слуховой способности, необходимо произвести и количественное исследование слуха. Последнее может быть произведено на основании разных принципов, и в этом отношении имеется еще разница в зависимости от применяемого источника звука.

Поэтому необходимо отдельно рассмотреть количественное исследование слуха при пользовании камертонами и отоаудионом.

Рис. 52. Приспособление Ostmann'a[155] для одинакового возбуждения камертонов.

Выше было указано, что при исследовании слуха камертонами последние приводятся в звучание ударами руки или ударами о какое-нибудь твердое тело, как то: деревянную колодку, колено врача и пр. При этом, понятно, длительность звучания камертона и интенсивность возникающего звука зависят от силы и характера удара. Чтобы сделать звучание камертона не зависящим от этого, предложены способы однообразного возбуждения камертонов. Так, Ostmann[156] предложил следующее приспособление (рис. 52): на деревянном штативе, имеющем форму арфы, привешиваются свободно 6 камертонов: С (большое), с (малое), с1, с2, с3, с4. Камертоны сидят на пробковых седлах. Особым инструментом, напоминающим роторасширитель, умеренно раздвигаются в стороны бранши камертонов. Путем опыта можно определить оптимум раздвигания браншей, вызывающего напряжение камертона. Этот оптимум можно определить в миллиметрах и вместе с продолжительностью наступающего при этом звучания камертона отметить на пробковом седле. При вытягивании инструмента книзу камертон начинает звучать. Подвешивание камертона следует делать для того, чтобы избежать держания его в руке во время возбуждения и после того, так как от силы, с какой держат камертон в руке, зависит продолжительность его звучания. В течение всего исследования камертон висит на седле, больной сидит плотно у рамы и между ним и звучащим камертоном периодически вводится пробковая пластинка, чтобы избежать утомления уха от непрерывного действия на него звука камертона.

Несколько иного характера приспособление предложено R. Dolger'ом[157]. Возбудитель камертонов этого автора (рис. 53) состоит из двух параллельных стальных шин, на верхних концах выпиленных под прямым углом, отчего концы шин тоньше, чем на остальном протяжении. Кроме того, эти концы покрыты пластинками из слоновой кости - для ослабления возникающих при возбуждении обертонов. Помощью винта можно обе шины раздвигать и сближать, причем степень расхождения шин отмечается на линейке с миллиметровыми делениями, приделанной к шинам.

Способ употребления инструмента таков: камертон кладут на стол так, чтобы концы браншей свободно выдавались из-за края стола. Между браншами вводят покрытые слоновой костью концы стальных шин возбудителя и винтом раздвигают шины до тех пор, пока не наступит натяжение браншей желаемой степени, постоянно определяемой в миллиметрах масштаба-линейки. Затем берут камертон в руку, браншами вниз, вытягивают возбудитель книзу и отмечают на часах начало звучания камертона. Необходимо при этом пользоваться не обыкновенными часами, а секундными, которые можно по желанию, пустить в ход и остановить. Продолжительность нормального звучания камертонов должна быть заранее определена для каждого экземпляра в отдельности, так как камертоны не выпускаются в продажу с одинаковой продолжительностью звучания. Одинаковая продолжительность звучания камертонов может быть достигнута только путем порчи камертонов.

Рис. 53. Возбудитель камертонов Dolger'a.

Для количественного выражения патологической остроты слуха в долях нормальной естественнее всего было бы пользоваться измерением интенсивностей звука, при которых камертон перестает восприниматься нормальным и больным ухом, и тогда патологическую остроту слуха считать во столько раз меньше нормальной, во сколько раз интенсивность звука, соответствующая нормальному порогу ощущения, меньше интенсивности, соответствующей патологическому порогу ощущения. Обозначая через Нp и Hn патологическую и нормальную остроты слуха, а через In и Ip - нормальный и патологический пороги ощущения (интенсивности звука при пороге ощущения), получим следующую формулу:

Hp:Hn = In:Ip.

Однако пользование этой формулой на практике представляет большие затруднения. Очень сложно определять каждый раз интенсивность звука, соответствующую патологическому порогу звукоощущения. Поэтому на практике пользуются другими приемами. Таких приемов существует три.

Временный способ (принцип v. Conta)- наиболее распространенный. Он основан на допущении, что интенсивность патологического и нормального порогов ощущения определяется по тому времени, в течение которого больное и здоровое ухо слышат соответствующий камертон. Если допустить, что звук камертона в каждую единицу времени равномерно теряет в своей интенсивности, то интенсивности тонов должны стоять между собою в обратном отношении времен, т.е. интенсивность будет тем меньше, чем больше прошло времени от начала звучания камертона. Обозначая через tp и tn патологическое и нормальное время звучания камертонов, получим:

tp:tn=In:Ip

так как, однако,

Hp:Hn = In:Ip,

то можно считать, что

Hp:Hn = tp:tn,

другими словами, что патологическая острота слуха во столько раз меньше нормальной, во сколько раз время, в течение которого больное ухо воспринимает звук камертона, меньше времени, в течение которого здоровое ухо слышать звук того же камертона.

Рис. 54. Hartmann'овская сетка.

Таким образом, согласно принципу v. Conta, можно выразить патологическую остроту слуха в частях нормальной для каждого камертона в отдельности. Стоит только раз навсегда определить, сколько времени нормальное ухо слышит звук данного камертона, и тогда tp:tn выразит патологическую остроту слуха. Отсюда следует, между прочим, как важно каждый раз приводить камертон в звучание с одинаковой силой. В 1885 году Hartmann[158] предложил изображать графически патологическую остроту слуха следующим образом: чертят сетку и на абсциссах обозначают тоны, которыми производится исследование, на ординатах обозначают проценты от 0 до 100. Если больное ухо слышит какой-либо тон столько времени, как и здоровое, то это обозначают 100%, и соответственная часть сетки заштриховывается доверху; если же больное ухо слышит данный тон меньше времени, то определяют, сколько процентов нормального составляет данное патологическое время, и заштриховывают на сетке соответственное место только до найденного процента (рис. 54 и 55).

Hartmann при своих исследованиях пользовался камертонами С (большое), с (малое), с1, с2, с3 и с4. Эти шесть камертонов получили название Hartmann'овского ряда тонов.

При пользовании набором Веzold - Edelmann'a обыкновенно применяют следующие девять камертонов без грузов: Е-1, С (большое), с (малое), с1, с2, g2, с3, с4, с5. Без грузов потому, что тогда камертоны значительно дольше звучат. Заштрихованная часть сетки, полученная путем указанного выше вычисления, носит название слухового рельефа больного уха. Вместо слуховых рельефов можно на тех же сетках изображать слуховые кривые. Этот способ удобнее первого, так как на одной сетке можно изобразить слуховые кривые обоих ушей (рис. 56). Указанный способ определения патологической остроты слуха заключает в себе две кардинальные ошибки. Первая из них касается определения интенсивности звука, вторая - нормальной остроты слуха для звуков разной высоты.

Первая ошибка. Было сделано допущение, что интенсивность звука равномерно убывает в каждую единицу времени. На деле, однако, это не так.

Рис. 55. Слуховой рельеф больного уха по Hartmann'y.
Рис. 56. Слуховые кривые на Hartmann'овской сетке.
Кривая правого уха изображена непрерывной линией, левого - прерывистой.

Bezold и Edelmann[75] нашли, что интенсивность звука убывает гораздо скорее, нежели время. На основании исследования нескольких камертонов они построили так называемую среднюю кривую постепенного замирания камертона, изобразив ее также на сетке (рис. 57).

Время звучания камертона и соответственные величины амплитуд, которые совершают бравши камертона, приведены к 100 и нанесены на сетках: время на абсциссах, амплитуды на ординатах. Из рассмотрения кривой следует, что только в самом начале, т.е. когда камертону осталось звучать еще 100% всего времени, его амплитуда также составляет 100% первоначальной величины, следовательно, только в самый первый момент существует строгое соответствие между величиной амплитуды и временем. Затем величина амплитуды начинает убывать гораздо скорее, чем время, так что по прошествии, например, 50% всего времени, амплитуда составляет только 6,5% первоначальной величины. Минимальная амплитуда, при которой наступает порог ощущения, равна 0,32%.

Вторая ошибка. При составлении Hartmann'овской сетки острота слуха для всех тонов принимается равной 1, т.е. одинаковой для всех тонов. Однако, согласно исследованиям М. Wien'a[159] и ряда других авторов (Fletcher'a и Wegel'a, Kranz'a, Swan'a), острота слуха для тонов различной высоты далеко не одинакова. Амплитуда порога ощущения для высоких тонов составляет несколько биллионных частей миллиметра и в сто миллионов раз меньше амплитуды порога ощущения для низких тонов. Другими словами: острота слуха для высоких тонов в сотни миллионов раз больше остроты слуха для низких тонов. Понятно, что такое соотношение между амплитудами не может быть изображено графически. Если бы остроту слуха для низких тонов изобразить линией в 1 мм, то для высоких тонов она представляла бы 10 километров. Чтобы сделать возможным изображение этих соотношений графическим путем, М. Wien предложил наносить на сетку не абсолютные величины амплитуд, а их логарифмы, и таким образом получить логарифмическую кривую чувствительности здорового уха к тонам различной высоты (рис. 58).

Рис. 57. Кривая замирания камертона по Bezold - Edelmann'y.
Рис. 58. Чувствительность уха по данным М. Wien'a и других авторов к тонам различной высоты. Логарифмическая кривая.

Кривая эта, как видно из рисунка, постепенно повышается, от С (большое) до с2, между с2 и с6 остается примерно на одной высоте и дальше не исследована. Возможно, что в дальнейшем кривая подвергается падению.

В соответствии с этими исследованиями М. Wien'a и других Ostmann[160] первый построил графически логарифмическую кривую патологической остроты слуха (рис.59).

Исследования Ostmann'a касаются различных форм ушных заболеваний.

Определение остроты слуха по расстоянию от звучащего тела. Второй способ, определения патологической остроты слуха состоит в измерении минимального расстояния, на котором слышен тот или иной тон. Известно, что с увеличением расстояния звучащего тела от уха его интенсивность уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния звучащего тела от уха. Это можно выразить формулой:

I1:I1=rp2:rn2,

где r обозначает расстояние. Но так как

In:Ip=Hp:Hn,

то

Hp:Hn= rp2:rn2,

т.е. патологическая острота слуха во столько раз меньше нормальной, во сколько раз квадрат расстояния для больного уха меньше квадрата расстояния для здорового уха.

Рис. 59. Логарифмические кривые нормальной остроты слуха no M. Wien'y и патологической по Ostmann'y.

Однако, закон этот имеет силу только при свободном распространении звуковых волн во все стороны, но так как в обычной обстановке исследования больных таких условий нет, то законом этим нельзя пользоваться. На практике пользуются измерением простых соотношений rp:rn. Но при этом нужно помнить, что таким путем измеряется не абсолютная величина патологической остроты слуха, а лишь делается простое условное обозначение, а именно: больное ухо слышит на расстоянии rp, тогда как здоровое - на расстоянии rn. Так обычно определяют количественный слух для речи (см. ниже) или таких приборов, как часы и т.п.

Определение патологической остроты слуха по способу амплитуд. Интенсивность звука прямо пропорциональна квадрату амплитуд. Это значит, что камертон звучит вдвое интенсивнее другого, когда его амплитуда в четыре раза больше, чем у этого последнего. Соотношение это может быть выражено формулой:

In:Ip= an2:ap2,

где an2 - амплитуда для нормального слуха, а ap2 - для патологического. Так как

In:Ip= Hp:Hn, то

Нpn = an2:ap2,

т.е. патологическая острота слуха во столько раз меньше нормальной остроты, во сколько раз квадрат нормальной амплитуды меньше квадрата патологической. Вопрос сводится, следовательно, к определению амплитуд.

P. Ostmann[161] измерял амплитуды звучащего камертона под микроскопом; посыпав бранши камертона мукой, он фиксировал под микроскопом какое-нибудь крупное зернышко у самого конца бравшей и измерял его экскурсии. Таким путем можно было, однако, определить амплитуды только для камертонов с малым числом колебаний: С (большое), G (большое), с (малое), g (малое). Для остальных камертонов: с1, g1, c2, с3, с4, пришлось пользоваться сложными математическими вычислениями, вследствие весьма малой величины амплитуд.

Чрезвычайно остроумный способ непосредственного наблюдения амплитуд придумал G. Gradenigo[162]. На бранши камертона наклеивают черные фигуры в виде обыкновенного треугольника с черными линиями на одной из сторон или треугольника с уступами (рис. 60). Когда ветви камертона начинают вибрировать, то вместо одного черного треугольника появляются два слабо контурированных с одним общим, интенсивно черным, меньшей величины треугольником у основания. Чем больше амплитуда звучащего камертона, тем интенсивно черный треугольник меньше, и наоборот.

Рис. 60. Треугольники Gradenigo.

Черные линии на боковой стороне треугольника или ступени на ступенчатом треугольнике дают возможность определять в миллиметрах расстояние раздвоенных треугольников в любой момент звучания камертона и таким путем определять амплитуды в указанный момент. Если раздвоение полное и треугольники стоят рядом, то амплитуда равна половине длины основания; когда вершина малого черного треугольника доходит до первой поперечной боковой поверхности треугольника, то амплитуда равна половине основания этого черного треугольника, и т.д. В ступенчатом треугольнике амплитуда равна половине нижней ступеньки.

Этот способ непосредственного наблюдения пригоден только для камертонов с малым числом колебаний, не более 60 в 1".

Видоизменение, внесенное в этот способ Struycken'ом,[163] дает возможность непосредственно наблюдать амплитуды и при камертонах с большим числом колебаний - до 100 в 1".

Struycken приготовил микрофотографические снимки с треугольников Gradenigo и поместил их в продырявленном конце одной бранши камертона. На другой бранше он укрепил металлическую пластинку, на свободном конце которой помещалась оптическая чечевица, дающая 100-кратное увеличение. Оптическая чечевица находится как раз против отверстия в ветви камертона с микрофотографией. Поэтому, если держать камертон против света, то можно видеть увеличенный в 100 раз микрофотографический треугольник. На рис. 61 представлены микрофотографии камертона в покое, при сильных его размахах и перед полным замиранием.

При звучании камертона наступает раздвоение треугольника, черный ромб получается только на месте перекреста боковых сторон. При постепенном замирании раздвоенные треугольники сильно сближаются, и посредине появляется высоко восходящий узкий черный треугольник. На треугольниках нанесены поперечные линии, по которым можно измерять величину амплитуд. В самом начале, когда оба треугольника стоят рядом, размах бравшей составляет 200 микрон. Однако обе ветви колеблются в противоположном направлении, поэтому истинный размах каждой ветви вдвое меньше, т.е. равен 100 мирон. Как видно из рисунка 61, на микрофотограмме посредине имеется еще интенсивно черный узкий треугольник. Основание этого треугольника равно 10 микрон. Оно в 10 раз меньше основания большого треугольника. Поперечные линии на треугольнике отстоят друг от друга на равных расстояниях. При перекресте раздвоенных треугольников на 1-ой горизонтальной линии выше основания размах браншей равен 90 микрон и т.д. При перекресте на последней линии размах составляет только 10 микрон.

Рис. 61. Микрофотографические треугольники Gradenlgo-Struycken'a.

Узкий черный (внутренний) треугольник у основания имеет 10 микрон, посредине 5 микрон, а на последней поперечной линии - только 1 микрон. Поэтому, в зависимости от места перекреста треугольников, можно производить наблюдения до 1 микрон и до камертона со 100 колебаниями в 1".

Таким путем удается определить порог ощущения у многих больных с сильным понижением слуха, но в норме и при слабом понижении слуха этот способ не пригоден. В таких случаях пользуются формулой Gauss'a. Формула эта построена на следующем: уменьшение амплитуды от 1000 микрон до 100микрон, от 100 микрон до 10 микрон и от 10 микрон до 1 микрона. всегда происходит в одно и то же время. Если обозначить через р время, прошедшее до момента наступления порога звукоощущения, а через n - число секунд, необходимое для того, чтобы амплитуда уменьшилась в 10 раз, то порог звукоощущения будет равен а: (10 p/n) (а - величина первоначальной амплитуды). Если, например, n = 25", а р = 50", то порог звукоощущения равен a/102, а так как мы считаем время с того момента, когда a = 1 микрон, по получим, что a/102 = 1/100 микрон и т.д. Следовательно, при возрастании числа секунд в арифметической прогрессии амплитуды убывают в геометрической прогрессии. На этом основании можно составить таблицы, в которых будут указаны величины амплитуд для каждой секунды постепенного замирания камертона.

Рис. 62. Восходящая кривая. Заболевание звукопроводящего аппарата.
Рис. 63. Нисходящая кривая. Заболевание звуковоспринимающего аппарата.

Таким образом, при способе Struycken'a патологическая о с трота слуха измеряется непосредственное микронах.

Рис. 64. Кривая с двумя скатами. Комбинированное заболевание звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов.

В новейшее время Struycken[164, 165] стал применять вместо микрофотограмм рассматривание группы светящихся точек, расположенных на определенных расстояниях друг от друга.

Количественное определение слуха, как и качественное, может служить для диференциальной диагностики заболеваний уха. Так как при заболеваниях звукопроводящего аппарата хуже слышны низкие тоны, а звуковоспринимающего - высокие, то кривая слуха имеет неодинаковый вид при упомянутых заболеваниях.

При заболеваниях звукопроводящего аппарата она имеет восходящий характер (рис. 62), при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата - нисходящий (рис. 63), а при комбинированных заболеваниях - два ската (рис. 64) по направлению к низким и высоким тонам.

При пользовании отоаудионами также возможно количественное определение слуховой способности уха. Способность эту можно определить для любого тона при помощи минимальной интенсивности звука, когда наступает первое звукоошущение.

Так как чувствительность к разным тонам не одинакова, то для графического изображения пользуются логарифмами найденных величин.

Построением кривых слуха, найденных при помощи отоаудионов, занимался целый ряд авторов, преимущественно американских и немецких, как то: G. E. Shambough, [166] Kahler и Ruf[167,168] С. Ruf,[169] Sonntag[155] и др.

Кривые остроты слуха, построенные на основании исследования отоаудионом, изображены на рис. 65, 66, 67.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

[к оглавлению]