[На главную] [К оглавлению тома]

Влияние утомляемости слуха на результаты акустических исследований. Колебания в результатах исследования при повторных сеансах

Еще в 1881 году V. Urbantschitsch[191] поставил следующий опыт, который с несомненностью доказывал, что утомляемость слуха представляет физиологическое явление. В оба слуховых прохода он вводил резиновые трубки, затем сближал концы трубок и подносил к одному из них звучащий камертон. Когда исследуемый заявлял, что он перестал слышать звук, V. Urbantschitsch подносил камертон, не ударяя его вновь, к концу другой резиновой трубки, причем исследуемый другим ухом вновь начинал слышать звук камертона, примерно в течение 2-5". Это время V. Urbantschitsch считал мерилом физиологической утомляемости слуха.

Значительно позже В. С. Васильев[192] произвел аналогичные исследования над 200 нормальными, пользуясь камертонами С - с5. При этом он не ограничился одной только воздушной проводимостью, а исследовал также и костную. В. С. Васильев нашел, что как при воздушной, так и при костной проводимости, утомляемость слуха от действия высоких тонов достигает больших степеней, чем от действия низких тонов.

Так как через кость утомляемость сказывается быстрее, чем через воздух, то В. С. Васильев отсюда вывел заключение, что при прохождении через кость звук непосредственно доходит до улитки и потому действует энергичнее.

В 1924 году Л. Е. Комендантов[193] рекомендовал следующий способ для исследования утомляемости слуха: сперва ударяют камертон и либо приставляют его к сосцевидному отростку, либо держат перед ухом до тех пор, пока камертон не перестанет вовсе звучать. Затем камертон ударяют вторично с такой же силой, как и в первый раз, но не подносят его к уху сразу, а лишь спустя 2/3 времени его прежнего восприятия. В этом последнем случае исследуемый его слышит в норме на 5-7" дольше, чем в первый раз. Это время и является выражением утомляемости. Так бывает в норме, в патологических случаях это время может быть и значительно большим (до 10-20") и меньшим (до 2-3").

Определение утомляемости по Л. Е. Комендантову уточняет исследование остроты слуха и в то же время обнаружение повышенной утомляемости указывает на начинающуюся слабость нервного аппарата еще до его перерождения, следовательно, является показанием для определенных терапевтических мероприятий.

А.Т. Бондаренко[194] исследовал явление утомляемости слуха после фарадизации, после холодной калоризации и продувания ушей по Politzer'y. Он пользовался, электрическим аппаратом, в котором камертон с2 приводился в продолжительное звучание с помощью электромагнита. Все эти факторы обусловливают утомляемость слуха в таком порядке: сильнее всего действует калоризация водой, затем воздухом, далее идет фарадический ток и продувание.

При заболеваниях уха утомляемость значительно больше, всего больше при болезнях среднего уха, затем идет отосклероз и на последнем месте стоят невриты.

А.Т. Бондаренко при своих опытах находил большие цифры для утомляемости слуха, до 1-1/2 минуты, что, по мнению R. Bleyl'я,[195] обусловливалось не утомлением нерва, а легким повреждением перципирующего органа, вследствие длительного и непрерывного воздействия камертона с2 (в течение 3-5 минут).

Об исследованиях И. М. Круковера,[58] объясняющих явления при опыте Weber'a утомляемостью слуха, речь была выше - при изложении этого опыта.

Rhese[196] нашел значительную утомляемость слуха у лиц, перенесших травму головы.

Harry Albrecht[197] производил свои опыты только с высокими тонами - от двух- до пятиштриховой октавы (камертоны, свистки), и нашел, что при этом наступает несомненное, но, в общем, быстро преходящее понижение остроты слуха. Одновременно наблюдаются и такие явления, как субъективные шумы, последовательное звучание соответственного тона, своеобразное чувство полноты в ухе и пр. По справедливому замечанию R. Bleyl'я,[195] здесь, однако, речь идет не столько об утомлении, сколько о заглушении слухового нерва, о чем свидетельствуют хотя бы те вторичные явления, которые описывает сам Albrecht (шум, звон и пр.). Следовательно, речь идет не о физиологическом феномене.

R. Bleyl[195, 198] проделал свои исследования следующим образом: камертон с1 (260 колебаний в 1"), приведенный в звучание, приставляют к костям черепа или держат у слухового прохода, пока он неперестает быть слышен. Для приведения его в звучание пользуются приспособлением Dolger'a (рис. 53). После этого камертон снова приводят в звучание тем же приспособлением и держат его вдали от уха почти до конца найденного при первом опыте времени звучания, а затем приставляют к кости или держат перед ухом. При этом (втором) опыте камертон слышен дольше. Разница времени характеризует утомляемость.

С помощью своих опытов R. Bleyl показал, что и при всех заболеваниях уха, если только нет сильного понижения слуха, можно доказать утомляемость слуха. Она может быть обнаружена при помощи всех камертонов, употребляемых при исследовании. Утомляемость слуха сильнее выражена при заболеваниях лабиринта и ствола слухового нерва, чем в норме, но всего сильнее она выражена при неврастении и состояниях церебрального истощения. Поэтому утомляемость относится не к периферическому органу, а к слуховым центрам и представляет выражение изменений функции этих последних.

Если не принять во внимание явлений утомляемости, то это приводит ко многим ошибкам. Так, R. Bleyl полагает, что симптом Wanner'a, укорочение костной проводимости при сифилисе и пр., не столько обусловливаются патологическими изменениями в костях черепа или в твердой мозговой оболочке, сколько явлениями утомляемости слуха.

Таким образом, явление утомления слуховой функции бесспорно, бесспорно также влияние этого феномена на результаты исследования, но в какой мере утомление зависит от периферического и в какой от центрального органа, этого покамест с уверенностью сказать нельзя.

Производя повторные исследования слуха камертонами и речью, Паутов[235а] нашел, что результаты исследования при этом обычно мало разнятся друг от друга как при нормальном, так и при патологическом состоянии слухового органа. Примерно в 2/3 всех случаев слух для шопота и разговорной речи оставался - при повторных сеансах исследования - одинаковым, для камертона А - в 1/2 всех случаев, для камертона с3- в 5/8 всех случаев. Эта разница, по мнению автора, обусловливается колебаниями в физиологическом состоянии слухового органа.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

[к оглавлению]