The requested URL /topic.htm was not found on this server.
Ухо человека, как известно, воспринимает звуки лишь в определенных границах. В этом отношении существуют пределы как в области низких, так и высоких тонов. Пределы эти называют границами слуха, а протяжение между ними - объемом слуха. Различают нижнюю и верхнюю границы слуха. Однако нельзя думать, что обе границы соответствуют в норме каким-либо строго определенным тонам. Как нижняя, так и верхняя границы слуха подвержены небольшим индивидуальным колебаниям уже в норме.
Поэтому, если говорят, что нижняя граница слуха соответствует С-2 (тону "до" субконтраоктавы) с 16 двойными колебаниями в секунду, то на практике наблюдаются случаи, где эта граница может опускаться (например, до 11 двойных колебаний) и подниматься (до 32 колебаний). То же относится и к верхней границе слуха, которая в среднем соответствует 20000 двойных колебаний в секунду (тону е7, т.е. "ми" семиштриховой октавы).
Скала тонов (или тональная скала) человека обнимает, таким образом, 101/2 октав. Каждая октава содержит семь тонов: до, ре, ми, фа, соль, ля, си или С, D, Е, F, О, А, Н. Октавы в их последовательности, начиная от нижней, носят названия: субконтраоктава (С-2), контраоктава (С-1), большая октава (С), малая октава (с), одноштриховая октава (с1) и т.д. до семиштриховой октавы (с7).
![]() |
Рис. 37. Набор Bezold - Edelmann'a № 1. |
При определении качественных изменений слуха преследуются следующие цели: 1) выяснение положения обеих границ слуха, - в патологических случаях может получиться повышение нижней границы и опущение верхней, 2) непрерывность тональной скалы, - при заболеваниях внутреннего уха на протяжении тональной скалы могут возникать так называемые пробелы или люки, т.е. выпадение отдельных тонов, и 3) наличие так называемых островков, т.е. сужений обеих границ слуха до пределов, когда от всей тональной скалы сохраняются лишь небольшие связные группы тонов, не превышающие трех октав.
Для определения качественных изменений слуха нужно, поэтому, иметь такой набор акустических инструментов, который позволял бы в непрерывной последовательности исследовать слуховую способность, начиная от самых низких и кончая самыми высокими тонами тональной скалы.
Подобный набор был предложен Bezold'ом,[101] сконструирован мюнхенским физиком Edel