[На главную] [К оглавлению тома]
404 Not Found

Not Found

The requested URL /topic.htm was not found on this server.

Глухонемота

С.М. Компанеец
(Харьков)

Определение

Под глухонемотой понимают такое состояние, когда вследствие врожденного отсутствия слуховой способности или потери ее в раннем детском возрасте (до 7 лет) членораздельная речь либо вовсе не может быть изучена обычным путем, т.е. через посредство слуха, либо после изучения постепенно забывается (Holger Mygind[1]).

Отсюда понятно, что применяемая Q. Alexander'ом[2,3] номенклатура "глухонемые" по отношению к лицам, потерявшим одновременно слух и речь во взрослом состоянии под влиянием травмы, неправильна, так как при глухонемоте потеря речи является психологическим следствием потери слуха, тогда как у взрослых под влиянием травмы теряется одновременно и слух и речь. Это не "глухонемые", а глухие и немые".

Для возникновения глухонемоты не обязательна полная утрата слуховой способности. Степень понижения слуха должна лишь быть такой, чтобы изучение речи сделалось абсолютно невозможным без применения вспомогательных средств.

Ввиду этого, по предложению F. Bezold'a,[4] можно относить к категории глухонемых еще и таких субъектов, которые, несмотря на сохранившуюся способность разбирать отдельные звуки или слова (числа) на незначительном расстоянии от уха, все же неспособны таким путем самостоятельно изучить речь.

При таких условиях становится необходимым установить границу между глухонемотой и простой глухотой, т.е. значительным понижением слуха, наблюдаемым с детства.

Подобная граница может быть установлена, разумеется, только искусственно.

F. Bezold[4] предлагает относить к глухонемоте те врожденные формы глухоты, при которых еще сохранилась способность понимать произносимые шепотом звуки или слова (числа) на 25 см от уха, и "те приобретенные формы, при которых звуки или числа слышны еще на расстоянии 50 см от уха при громкой речи. Обе эти границы установлены F. Bezold'ом[4] чисто эмпирически, так как опыт показал, что при указанном понижении слуха с раннего детства изучение речи представляется невозможным.

Неодинаковость границ для врожденной и приобретенной глухонемоты кроется, по F. Bezold'y,[4] в том, что при приобретенной даже в раннем детстве глухоте, вероятно, все же сохраняются некоторые воспоминания о речи, при врожденной же глухоте это, конечно, представляется совершенно невозможным.

Указанные только что границы Е. Schmiegelow[5] находит, однако, необходимым несколько сузить. Ему пришлось наблюдать одного 12-летнего мальчика, который до шести лет считался глухонемым, я ко времени исследования обладал довольно хорошей речью. Этот мальчик слышал разговорную речь правым ухом только на 13 см а левым на 23 см.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18

[к оглавлению]
404 Not Found

Not Found

The requested URL /down.htm was not found on this server.