The requested URL /topic.htm was not found on this server.
В основе каждого явления звука лежит движение. Произвести звук способно каждое тело при соприкосновении с любым другим. "Ударяет ли твердое тело о твердое, например, камень о камень, или твердое о жидкое, положим, доска о водную поверхность, или о газообразное, как при ударе бичом по воздуху; ударяет ли жидкое тело о твердое, жидкое или газообразное, например, дождевые капли о крышу, о водную поверхность, или, же воздух сотрясается водяной струей, бурно вытекающей из узкого отверстия, как в фонтанах и пожарных шлангах; ударяют ли, наконец, газообразные тела о твердые и жидкие, вследствие чего происходят потрясающие стихийные концерты на суше и на море, или ударяет воздух о воздух - в свистках и сиренах - во всех этих случаях возникает звук". Неизбежно его возникновение даже при обращении с материалами, казалось бы, не эластичными, как пластическая глина, мягкий воск, клейкие вещества, или с шерстью, волосом, мягкими материями и т. д. Короче - где движутся массы, должен возникнуть звук (Zellner - "Uber Akustik" - цитировано по Немировскому*. При таком разнообразии звуков в природе наше ухо, естественно, должно получать множественные и постоянные раздражения. Эти звуки, постоянно возникающие в природе, отличаются качеством, которое может быть обозначено, как музыкальные тоны и шумы.
Шум от музыкальных звуков отличается следующим: беспорядочностью, случайностью сочетания, нагромождением даже различных, по существу, музыкальных тонов (грохот, треск, шум, шелест и др.- это шумы). Весь наш слуховой аппарат, получая свои звуковые ощущения, различно на них реагирует: музыкальные тоны вызывают у человека приятное чувство, часто чувство успокоения, беспорядочные шумы вызывают у него раздражение всей нервной системы, раздражение различных частей, входящих в состав слухового органа, а очень большие шумы ведут к поражению слухового аппарата, к понижению слуха, к глухоте.
Производственные звуки по своей массовости, несогласованности, часто неритмичности, когда работают несколько аппаратов, по силе, темпу принадлежат к шумам, но сила и высота их, конечно, различны в зависимости от причин их вызывающих. На производстве шум может быть вызван следующими причинами: машиной, двигательным механизмом, рабочей частью машины, трансмиссией, молотом - ручным или пневматическим, или вообще какой-либо другой производственной установкой или трудовым процессом; большой шум получается также от самого материала, на котором приходится работать, например, железо при резьбе на нем, битье о котел, работа с деревянным материалом.
Понятно, что и характер производственного шума различен: он состоит из собрания различных тонов, перемешанных между собой, и только в общей массе слышится в одном производстве преобладание высоких, а в другом преобладание низких тонов. Для патологии органа слуха имеет большое значение высота звуков, воспринимаемых ухом, и действительно авторами давно уже подмечено различное действие на орган слуха звуков высокой и низкой частоты.
Для измерения шумов качественно и количественно существует несколько способов, но все они до последнего времени не выходили из пределов физических кабинетов, и для измерения в условиях производства они не были применимы.
Одним из приборов, с успехом использованным для исследования речи и музыкальных инструментов, является конденсаторный приемник, разработанный в виде конденсаторного микрофона Rigger'ом и Wente, Barkhausen'ом в Германии; у нас Казанский сконструировал аппарат, при помощи которого можно исследовать не только силу шума, как такового, но и силу отдельных входящих в него тонов, (акустический осциллограф).
Аппараты Barkhausen'a и Навяжского основаны на принципе субъективного сравнения двух шумов.
В лаборатории телефонной компании Белля сконструирован аудиометр, которым воспользовались Лемон, Снук и Фри для измерения автомобильного шума в Нью-Йорке. Новые методы измерения шума, возможно, могущие в дальнейшем заменить все другие методы, носят название "измерителей шума", "фонометров", "акуметров". Принцип работы всех этих приборов один и тот же: энергия звука из воздуха или какой-либо другой среды передается на тот или другой тип микрофона или иного приемника; создаваемые им электрические колебания усиливаются ламповым усилителем и дальше измеряются соответствующим прибором. Новый акуметр сконструирован Бурджесом и Фри **.
Аппарат Barkhausen'a сконструирован фирмой Сименс и Гальске. Этот аппарат делает возможным измерение интенсивности звуков до 15 фон или 32000 вин, причем один вин означает порог раздражения, при котором звук еще едва слышен в телефон. Громкость звука, по Barkhausen'y, измеряется степенями числа 2, единицей измерения является "фон". В этой системе наиболее громкие звуки, причиняющие боль, выражаются числом 14 фон.
Beck*** исследовал шум при помощи этого аппарата на производстве и получил следующие цифры:
В телефонной будке | 3 фона |
В различных шорных производствах | 5-6 фона |
В машинном помещении | 7-8 фона |
На паровозе скорого поезда | 6-9 фона |
В прядильных | 8-9 фон |
На лесопильной раме | 8 фон |
На цилиндрической пиле | 9-10 фон |
На большой циркулярной пиле | 11 фон |
На фрезеровочной машине | 10-11 фон |
На точильной машине для железных частей | 10 фон |
В ткацкой | 9-11 фон |
В барабанной мельнице в цементном производстве | 11 фон |
В угольной мельнице | 12 фон |
В проволочном производстве | 11-13 фон |
При обтачивании железных станков | 12-13 фон |
В котельном цехе | 14 фон |
Навяжский в 1928 г. своим аппаратом (рис. 1), основанным на принципе разложения измеряемого шума отдельными полосами частот, которые подводятся к уху исследователя, исследовал шум в трех цехах.
Навяжский выяснил, что в ткацкой мастерской фабрики "Работница" в составе шума низких тонов вовсе не оказалось; наибольшую громкость дала частота 4 096 колебаний в секунду, а именно 10 фон.
Рис. 1. Аппарат Навяжского для исследования шума |
Ровничный отдел той же фабрики характеризуется, в отличие от ткацкой мастерской, наличием более низких тонов и более богатым их содержанием вообще.
В котельной металлического завода при клепке в составе шума оказались все частоты, начиная с 128 колебаний в секунду, максимальную громкость показал тон 512 колебаний в секунду.
В самое последнее время Навяжский сконструировал довольно удовлетворительный портативный шумомер. Более удовлетворительным является осциллограф В.С. Казанского, основанный на применении мембраны с зеркальцем. Невозможность измерить количество и качество шума, однако, не остановило изучения влияния профессионального производственного шума на орган слуха, и литература обогатилась за последние несколько десятков лет работами экспериментальными, патологоанатомическими и клиническими. Но именно работы последнего времени доказали, что патологически действуют резкие звуки, шумы, переходящие за пределы физиологического раздражения. Обычное же выслушивание человеческой речи, тихой или очень громкой, в течение целого дня не влияет на орган слуха даже тогда, когда он является для профессии рабочим органом. Такие именно результаты обнаружились у телефонисток. Как известно, в этой профессии вся работа основана на слухе. Из анализа этой работы возникала как бы теоретическая предпосылка о могущей возникнуть вредности такой профессии для слухового органа, почему, естественно, этот вопрос интересовал многих специалистов (Politzer'a, Blake, Gelle, Lannois и др.).
Были произведены отдельные и массовые исследования на мюнхенской, брюссельской и копенгагенской телефонных станциях. Blake, Gelle, Lannois находили вредное влияние телефонирования главным образом в виде субъективных симптомов: невральгии, ушных шумов, головокружения, головных болей и слуховых галлюцинаций, a Treitel наблюдал у одного служащего при продолжительном телефонировании diplacusisbinauralis; Urbantschitsch в двух случаях у профессиональных телефонистов описал чувство давления в ухе, понижение слуха и ушные шумы. Politzer в своем руководстве считает возможным установить следующие последствия работы у телефонисток, имевших до службы нормальный слух: акустическую гиперестезию, субъективную звуковую чувствительность, чувство давления в голове и прогрессивное ослабление слуха.
По Castex'y, продолжительное профессиональное телефонирование предрасполагает к неврастении и с течением времени утомляет слуховой орган. Braunstein и Blegvad опубликовали результаты своих массовых исследований телефонисток. Braunstein обследовал 167 телефонисток. У всех слуховые органы оказались в удовлетворительном состоянии. Blegvad в Копенгагене исследовал 450 телефонисток. Резюме его работы: профессиональное телефонирование у лиц со здоровыми ушами не ведет к ослаблению слуха.
Г.С. Трамбицкий в Харькове исследовал 107 человек. Результаты: ни субъективные жалобы, ни объективные данные не дают права утверждать, что телефонирование, (т.е. служба на телефонной станции в качестве телефонистки и связанный с этим продолжительный разговор по телефону, получение в ухо звонков, треска, шума) вредно влияет на орган слуха. Профессия не делает телефонисток ни глухими, ни тугоухими.
Совершенно иные явления обнаруживаются, как мы увидим в дальнейшем, при условиях, когда на орган слуха действуют звуки, превышающие физиологические нормы восприятия.
|
The requested URL /down.htm was not found on this server.