[На главную] [К оглавлению тома]
404 Not Found

Not Found

The requested URL /topic.htm was not found on this server.

Слуховые упражнения

Слуховые упражнения были рекомендованы в 1893 г. V. Urbantschitsch'ем[35] для глухонемых даже с полной утратой слуховой способности и для оглохших в более позднем возрасте.

V. Urbantschitsch был того мнения, что глухота у глухонемых обусловливается продолжительной бездеятельностью слухового нерва, и цель слуховых упражнений должна заключаться именно в том, чтобы пробудить к жизни угасшую функцию нерва.

Подробно об этих слуховых упражнениях изложено в главе "Глухонемота". Метод V. Urbantschitsch а состоит в следующем: над ухом глухонемого или тугоухого громко и протяжно произносят гласные буквы, всего удобнее "а" или "о". Затем постепенно переходят к другим гласным.

Если при обыкновенном разговоре глухонемой не слышит гласных, учитель должен сложить ладони своих рук наподобие трубы и произносить в них те или иные звуки. Если и это не помогает, то пользуются для предварительных слуховых упражнений гармоникой Urbantschitsch'a.

Когда гласные усвоены, переходят к согласным, что гораздо труднее, а затем к односложным словам и небольшим фразам.

Против слуховых упражнений у глухонемых в свое время приводились возражения теоретического и практического (клинического) характера.

Теоретические возражения сводятся к следующему: мнение Urbantschitsch'a о летаргическом состоянии слухового нерва у немых не оправдываются данными гистологических исследований (Politzer). В основе глухонемоты лежат неисправимые расстройства перципирующего органа, которые основаны либо на аномалиях развития, либо на перерождении и атрофии нерва и Кортиева органа, а также центральных воспринимающих звук органов.

С другой стороны, клинические наблюдения Bezold'a показали, что у многих глухонемых сохраняются те или иные остатки слуха, определяемые при помощи его непрерывного ряда тонов. После длительного обучения таких глухонемых с остатками слуха Bezold никогда не мог констатировать ни малейшего расширения границ слуха по сравнению с тем, что было найдено до слуховых упражнений.

Если же, по Bezold'y, мы все же пользуемся остатками слуха у глухонемых при их обучении членораздельной речи и это дает на практике хорошие результаты, то причина кроется не в развитии слуха как такового, а в развитии комбинационной способности у глухонемых, благодаря чему они научаются на основании известного чередования гласных звуков и отдельных обрывков слов и фраз отгадывать смысл произносимых перед ними целых предложений.

Со времени V. Urbantschltsch'a и Bezold'a судьба слуховых упражнений была очень изменчива и время от времени слуховые упражнения то совершенно забрасывались всеми, как бесполезная трата энергии и времени, то опять призывались к жизни.

Рис. 16. Комбинированный сурдо-прибор (по Кудрявцеву).

В частности, и в самое последнее время имеются благоприятные отзывы о способе Urbantschitsch'a. Так, Auguste Jellinek[36] подвергала систематическим упражнениям слух больного, у которого на правой стороне был удален лабиринт, а на левой произведена радикальная операция. Через 1 год и 3 месяца больной слышал на лабиринтэктомированной стороне через слуховую трубу отдельные слова, а на левой - целые предложения на 0,5 м. Автор объясняет слух на лабиринтэктомированной стороне либо костной проводимостью поперек черепа к радикально оперированному уху, либо упражнением чувства вибрации и осязания, дополняющих, как известно, слух.

Одно время слуховые упражнения производились на особых электрических приборах, которые применялись у взрослых оглохших и тугоухих.

Подобные приборы были предложены Zund-Burguet в 1910 году (прибор назывался электрофоном), Marage'ем (сирена), Maurice (кинезифон) и др.

В настоящее время у нас в Союзе в Ленинградском научно-практическом институте по болезням уха, носа и горла слуховые упражнения особенно культивируются проф. Н.В. Белоголововым. Его первое сообщение на эту тему относится еще к 1927 году[37]. Упражнения слуха производились на аппаратах Н. А. Скрицкого, состоящих из активатора, дающего звуки различной силы, тонвариатора, воспроизводящего тоны разной высоты, и усилителя, увеличивающего интенсивность звуков, издаваемых тонвариатором. Как Н.В. Белоголовов,[37] так за ним и П.П. Шевелев,[38] работавший с теми же аппаратами Н.А. Скрицкого, сообщают о благоприятных результатах слуховых упражнений.

Вопрос о значении слуховых упражнений нельзя, однако, считать окончательно разрешенным, ибо имеются отзывы и отрицательного свойства. Так, С.И. Вульфсон, Е.Л. Шпайер и Т.С. Тарасенко,[39] проводившие слуховые упражнения при помощи аппаратов Скрицкого, пришли к заключению, что слуховые упражнения сами по себе не вызывают улучшения слуха.

Электрическая аппаратура для упражнений слуха в настоящее время значительно усовершенствована по сравнению с первоначальными предложениями Н.А. Скрицкого. Так, Кудрявцев[40] описывает комбинированный сурдо-прибор, изображенный на рис. 16. Этот аппарат может служить попеременно тонвариатором, усилителем и активатором.

Для большей пропускной способности Кудрявцев предлагает распределительные доски, дающие возможность центрального управления целым рядом кабинетов, в которых происходят слуховые упражнения.

Дальнейшие исследования на тщательно проверенном материале покажут, насколько слуховые упражнения этого последнего типа себя оправдают.



1 2 3 4 5 6 7

[к оглавлению]
404 Not Found

Not Found

The requested URL /down.htm was not found on this server.