[На главную] [К оглавлению тома]

Функциональное повреждение слухового органа

Во время последней империалистической войны некоторым отиатрам пришлось столкнуться со случаями внезапной потери слуха после происшедшего невдалеке разрыва крупного артиллерийского снаряда или мины. Такие случаи трактовались то как сотрясение лабиринта, то как кровоизлияние в лабиринт, то как повреждение слухового нерва; функциональный прогноз этих случаев казался очень неблагоприятным. В дальнейшем накопились, однако, наблюдения, заставившие изменить взгляд на эти случаи. Оказалось, что внезапная глухота появлялась чаще всего как раз у тех индивидуумов, которые во время взрыва не получили никаких видимых органических повреждений ни слухового органа, ни других частей тела. В тоже время их товарищи по несчастью, получившие более или менее тяжелые ранения, слуха не теряли. Далее выяснилось, что многие из внезапно оглохших стали вновь слышать после какого-нибудь сильного душевного потрясения, напр., сильного испуга, радости, страшного сна и т.п. Кроме того, оказалось, что, помимо слуха, некоторые пострадавшие одновременно теряли способность к звучной речи, т.е. у них наблюдалась афония. Затем при исследовании таких больных обнаруживалось, что у них имеется нарушение чувствительной сферы в виде потери болевой чувствительности в области ушных раковин, а иногда и на других участках тела. Осязание, вкус и обоняние у всех оставались ненарушенными. Наконец, замечено было (Alexander, Urbantschitsch, Muck, Bostrem), что такие больные очень быстро овладевали трудным искусством чтения с губ, причем они умудрялись читать с губ даже тогда, когда говорящий несколько отворачивался в сторону или держал в зубах папиросу. Если же такому больному плотно затыкали уши и после этого говорили перед ним не очень громко, то он уже не мог читать с губ. Это доказывает, что такие больные пользовались своим слухом, сами этого не сознавая, т.е. они слышали бессознательно.

Пионером в деле изучения всего симптомокомплекса этой психической травмы явился Kummel. По его мнению, существует большое сходство между сотрясением лабиринта и сотрясением мозга. Если сотрясение мозга не ведет к быстрой смерти, то в огромном большинстве случаев наступает полное восстановление мозговых функций. То же имеет место и при сотрясении лабиринта. Тот факт, что из целой группы людей, находившихся в совершенно одинаковых условиях во время взрыва, слух теряют только некоторые, указывает, что повреждение слуха вызвано не механическим насилием, а психическим влиянием. Muck формулирует это заболевание, как "психическое выпадение чувства слуха". То обстоятельство, что слух теряют те индивидуумы, которые не получили при взрыве никаких органических повреждений, объясняется тем, что у раненых все внимание сосредоточивается на их телесных ранах и отвлекается от органа слуха, лица же не получившие телесных ран и после кратковременной потери сознания заметившие у себя отсутствие слуха, все свое внимание сосредоточивают на этом последнем явлении и таким образом фиксируют свою глухоту. Почему же, однако, психическая травма поражает из всех чувств лишь слух и болевую чувствительность? Muck объясняет такое явление тем, что ощущение боли и чувство слуха являются в филогенетическом отношении более молодыми чувствами, появляющимися после рождения, иными словами, они являются функциями приобретенными, тогда как остальные чувства существуют уже в утробной жизни, т.е. являются врожденными.

Терапия функционального повреждения слуха сводится в общем к психотерапевтическим мероприятиям, успех которых в значительной мере зависит от давности повреждения. Чем свежее случай, тем лучшие результаты дает его лечение. Многое зависит и от поведения врача: не следует высказывать при больном хотя бы малейшее сомнение в успехе лечения; наоборот, необходимо сразу категорически заявить больному, что его болезнь быстро пройдет после предпринимаемого лечения. Urbantschitsch применяет следующий способ: он вводит в гортань электрод от фарадического тока, другой электрод он ставит на грудь больного; в момент замыкания тока больной издает крик от боли или испуга и одновременно с этим к нему возвращается слух. Этот метод дает особенно хорошие результаты у тех больных у которых, кроме глухоты, имеется афония.

Muck в таких случаях употребляет обыкновенный гортанный зонд с шарообразным утолщением на конце, который он вводит больному в подсвязочное пространство гортани. Pilzecker рекомендует следующий способ. Больному объясняют, что в его слуховых нервах никаких органических повреждений не имеется и что нарушена лишь их проводимость, которая может быть восстановлена впрыскиванием соответствующего лекарства. Так как это впрыскивание якобы очень болезненно, то необходим кратковременный оглушающий наркоз; во время наркоза в область обоих сосцевидных отростков впрыскивают глубоко под кожу по 1/2 куб. см 10% раствора поваренной соли и оба слуховых прохода плотно затыкают тампонами, пропитанными вазелином, после чего на оба уха накладывают толстую и плотную повязку. Затем больной укладывается в постель и изолируется от всяких разговоров с персоналом и посетителями; таким образом он оказывается после этого действительно как бы органически глухим к обычным звуковым впечатлениям. Когда, наконец, спустя некоторое время с него снимают повязки, он поражен внезапно вернувшейся к нему слуховой способностью.

К тем больным, которые сами приучились чтению с губ или вследствие неправильного диагноза были обучены такому чтению, Muck применяет следующий способ: пострадавшему плотно завязывают глаза на несколько суток, причем повязку не снимают даже ночью. Лишенный своего обычного способа общения с окружающими больной поневоле возвращается к сохранившейся у него слуховой способности. В упорных случаях неплохие результаты дает гипноз.

Повреждение внутреннего уха электрическим током. Nager и Ruedi описали случай повреждения лабиринта вследствие прохождения электрического тока через тело. Диагноз такого заболевания может быть поставлен, если понижение слуха указывает на заболевание звуковоспринимающего аппарата и если можно доказать, что слух был нормален до несчастного случая.

1 2 3 4 5

[к оглавлению]