[На главную] [К оглавлению тома]

Звукопроводящий аппарат

Ушная раковина человека - как орган рудиментарный - не играет почти никакой роли в функции слуха. Некоторое значение приписывают ей при слуховой ориентации, т.е. при определении направления слышимого звука (ototopica). По данным Компанейца и Перекалина, при отсутствии ушной раковины ошибки в определении направления звука заметно увеличиваются.

Наружный слуховой проход является проводником звуковых колебаний, передаваемых через воздух (воздушная проводимость звука). Величина просвета, форма и длина слухового прохода для остроты слуха особенного значения не имеют, и только полная закупорка его (напр., серой) может отражаться на слуховой функции. Даже при герметической закупорке слухового прохода слух все-таки сохраняется, правда, пониженным, и это сохранение слуха объясняется проникновением звуковых вибраций через кости черепа и другие ткани непосредственно в улитку (костная или, вернее, тканевая проводимость звука). Наружный слуховой проход может служить проводником и в том случае, если источник звука (напр., камертон) поставлен на голову.

Тогда часть звука пойдет непосредственно через кости черепа в улитку, часть же через стенки костного слухового прохода - в просвет его, а оттуда через барабанную перепонку и косточки - во внутреннее ухо (краниотимпанальная проводимость). Помимо проведения звука, слуховой проход, благодаря своей длине (2,5 см), искривленному ходу, наличию серы и волос у входа, может служить защитой для барабанной перепонки и внутреннего уха от травмы, охлаждения и инородных тел (в том числе насекомых).

Барабанная перепонка представляет собой небольшой величины, конической формы, сильно напряженную мембрану. О величине ее напряженности можно судить по тому, что она свободно выдерживает разряжение атмосферы в слуховом проходе до 180-200 мм ртутного столба (Хилов). При постепенном же повышении воздушного давления барабанная перепонка может выдерживать до двух атмосфер. Несмотря на такое напряжение, барабанная перепонка может производить пассивные движения при действии тех или иных физических факторов. Например, она совершает пульсаторные и дыхательные движения, причем при дыхании экскурсия барабанной перепонки может доходить до 1/3 - 1/2 мм.1 Особенно точно она воспроизводит колебания воздуха, вызванные звуковой вибрацией. Это доказывается следующими опытами: если у трупа полость среднего уха соединить с чувствительным Кениговским пламенем и затем вызвать звучание камертона, то газовое пламя начинает колебаться - во вращающемся зеркале колебания дают волнообразную линию с большой амплитудой для Низких звуков и с малой для высоких (Berthold, Nagel, Самойлов, Mach, Kessel, Wada). Помимо чисто механического эффекта, барабанная перепонка под действием звуковой вибрации может сама производить звуки разных высот. Mader и S. Exner убедились в этом при помощи ото-микрофона. Благодаря своей воронкообразной форме и вследствие этого разным степеням напряженности на разных своих участках, барабанная перепонка может не только резонировать на тон, по высоте близкий ее собственному основному тону, или на тоны, близкие обертонам этого основного тона, но и отвечать другим, весьма разнообразным частотам колебаний. Этому способствует также рукоятка молоточка, которая, будучи "впаяна" в эластические волокна барабанной перепонки как демпфер, ослабляет амплитуду колебаний барабанной перепонки in toto, но зато позволяет барабанной перепонке резонировать на разные тоны разными своими участками (Ad. Pick). Аналогичным демпфером служит еще и то, что барабанная перепонка не свободна, а по всей периферии фиксирована к кости.

Слуховые косточки. Движения цепи слуховых косточек совершаются вокруг осевой связки, проецируемой приблизительно на уровне передней и задней складок барабанной перепонки. Если звуковая волна вдавит барабанную перепонку внутрь, то рукоятка молоточка, длинный отросток наковальни и стремячко отойдут также внутрь, а головки молоточка и наковальни - наружу. При обратном движении барабанной перепонки экскурсия цепи слуховых косточек будет противоположна. Так как молоточек с наковальней составляют угловой рычаг с неравномерными плечами, причем длинным плечом является рукоятка молоточка, а коротким-длинный отросток наковальни, составляющий 2/3 длины рукоятки молоточка,- то вполне естественно, что давление звуковой волны будет передано на стремячко в увеличенном размере, а именно в 1,5 раза, причем выигрыш в силе будет сопровождаться ослаблением размаха движения стремени. Звуковая волна вызывает не только вдавление барабанной перепонки, но и выпячивание ее наружу, и оба эти компонента, периодически повторяясь, вызывают вибрацию барабанной перепонки, а стремячко, повторяя эти вибрации в измененном уже виде, в свою очередь вызывает вибраторные движения лабиринтной жидкости. Посредством ото-микрофона Mader'y удалось наблюдать эти вибраторные движения стремени. По Gelle экскурсия стремени может доходить до 0,1 мм.

Цепь слуховых косточек играет особенно важную роль при проведении низких звуков. Известно, что чувствительность звуковоспринимающего аппарата к низким звукам значительно меньше, чем к высоким. Значение цепи слуховых косточек и заключается в том, что благодаря своей рычаговой системе она способствует усилению низких звуков и, в то же время, ослабляя большие амплитуды низких колебаний, предохраняет внутреннее ухо от повреждения большими амплитудами.

Мышцы среднего уха. Muse, tensor tympani при своем сокращении оттягивает барабанную перепонку и цепь слуховых косточек внутрь. Тогда напряжение барабанной перепонки увеличивается, подвижность цепи слуховых косточек ослабляется, а стремячко вдавливается в овальное окно, 2 вследствие чего повышается давление перилимфы, которая, пройдя через геликотрему, производит выпячивание мембраны круглого окна в полость среднего уха. При сокращении же m. stapedii движение цепи слуховых косточек и барабанной перепонки будет обратное, но несколько слабее, чем при сокращении tensor'a. Обе мышцы находятся в состоянии взаимного тонуса. При действии очень сильных звуков m. tensor tympani рефлекторно сокращается и действует как аккомодационный орган в том смысле, что предохраняет барабанную перепонку, цепь слуховых косточек и внутреннее ухо от чрезмерно больших колебаний, вызванных большими амплитудами сильных звуков. Более тонкую функцию выполняет m. stapedius. Эта мышца рефлекторно сокращается даже при менее сильных звуках и, сдерживая движение стремени, тем самым уменьшает амплитуду колебаний в овальном окне и лабиринте. Из сказанного становится понятным, что при одновременном сокращении оба мускула действуют, как неравномерные антагонисты. Считают, что m. stapedius выступает регулятором чрезмерного смещения слуховых косточек от сокращения m. tensor, tympani и именно в наиболее опасном месте - в овальном окне. В отношении слуховой функции сокращение m. tensoris tympani вызывает обострение слуховой чувствительности, сокращение же m. stapedii - ослабление слуха; поэтому при параличе лицевого нерва, не (ушного происхождения, сопровождающемся параличом m. stapedii, может наблюдаться обострение слуха - oxyoecoia (Перекалин).

Евстахиева труба. Для свободного вибрирования барабанной перепонки и лучшей подвижности слуховых косточек необходимо, чтобы в полости среднего уха было всегда нормальное атмосферное давление. Это достигается посредством периодического раскрывания просвета Евстахиевой трубы сокращением m. m. spheno-staphylinus и salpingo - staphylinus. В случае выключения этой функции Евстахиевой трубы, напр., при закрытии ее вследствие воспалительного процесса, воздух барабанной полости постепенно всасывается, и давление становится ниже атмосферного; тогда нормальное атмосферное давление в наружном слуховом проходе вдавливает барабанную перепонку внутрь и, следовательно, ограничивает звукопроводящую функцию цепи слуховых косточек, в результате чего наступает постепенное понижение слуха. Периодическое раскрывание Евстахиевой трубы происходит, повидимому, автоматически и, именно постоянное накапливание слюны в полости рта заставляет делать глотательные движения, а так как при этих движениях участвуют мыщцы мягкого неба и, следовательно, мышцы трубы, то последняя при каждом глотании и раскрывается. Некоторые авторы приписывают Евстахиевой трубе возможность проведения звуков в барабанную полость. Евстахиевой трубе свойственна и барьерная функция - удаление микробов, осуществляемое движением ресничек мерцательного эпителия в сторону носоглотки; в случае скопления жидкости в среднем ухе Евстахиева труба может служить дренажем для отвода транссудата и экссудата из среднего уха.

Проведение звука в лабиринте. Предполагают, что вибрация стремени, вызванная звуковым раздражителем, передается на пери-лимфу лабиринта; оттуда эта вибрация распространяется по scala vestibuli через геликотрему в scala tympani и доходит вплоть до мембраны круглого окна, которая тоже начинает колебаться. Проходя по scala tympani, вибрация перилимфы вызывает колебания основной мембраны улитки, вследствие чего покоящийся на ней Кортиев орган приходит в состояние раздражения. Звуковая вибрация барабанной перепонки передается не только косточкам, но и воздуху барабанной полости; тогда вполне вероятна передача этой вибрации мембране круглого окна, а через нее перияимфе. Казалось бы, что это может создавать помеху для одновременного проведения той же звуковой волны через цепь слуховых косточек, но это осложнение, повидимому, несущественно, потому что сила колебания, передаваемого через овальное окно, значительно больше, чем сила воздушной передачи звука через перепонку круглого окна.

* * *

Резюмируя главу о звукопроводящем аппарате, можно сказать, что все части наружного и среднего уха служат главным образом, для проведения звука до периферических окончаний кохлеарного нерва, причем анатомическое устройство барабанной перепонки, цепи слуховых косточек и функция мышц среднего уха и Евстахиевой трубы соответствуют преимущественно функциям аккомодации, т.е. способствуют проведению, главным образом, низких звуков, усилению их и в то же время уменьшению вредного влияния на внутреннее ухо больших амплитуд этих звуков Роль звукопроводящего аппарата в проведении высоких звуков, имеющих небольшие амплитуды, менее существенна. Проведение высоких звуков не всегда происходит через звукопроводящий аппарат - они могут проникать в лабиринт помимо него, например, через кости черепа; это доказывается клиническими случаями, из коих видно, что при хронических заболеваниях среднего уха чувствительность к высоким звукам мало понижается.


1 Эти движения барабанной перепонки определяют посредством особого способа, называемого ушной манометрией (Воячек, Цытович).
2 Стремячко соединяется с овальным окном по типу hypomochlion.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[к оглавлению]