[На главную] [К оглавлению тома]

Профессиональный подбор в отологии

Г.С. Трамбицкий
(Харьков)

В Советском Союзе профподбору придается очень большое значение. В противоположность капиталистическим странам, где профотбор и профконсультация являются одним из звеньев общей системы эксплуатации рабочего класса, у нас профотбор служит целям социалистического строительства и правильной подготовки кадров. У нас нет разделения на профподбор и профконсультацию, нет разрыва между профконсультационным советом и возможностью его реализации, ибо у нас при отсутствии безработицы каждый подросток получает свое место, свое назначение.

Еще 13 декабря 1922 г. Совнаркомом СССР издано было постановление, по которому ни один подросток не может быть принят на работу без медицинского освидетельствования и указания, что нет препятствий к поступлению на данную работу.

18 февраля 1929 г. Наркомтруда РСФСР было издано постановление, которым утверждено и введено в действие положение о профессионально - консультационных бюро при органах Наркомтруда. Для методического руководства работой при Наркомтруда был утвержден междуведомственный совет из представителей Наркомтруда, Наркомздрава, Наркомпроса, ВЦСПС, Наркоматов тяжелой и легкой промышленности и представителей союзных республик.

В настоящее время функционируют: сеть постоянных бюро для профотбора подростков при профсоюзах, так наз. временные бюро для наборов в школы ФЗУ (совместно с НКЗ), и постоянные бюро для взрослых рабочих в системах НКПС, Коммунального хозяйства (для шоферов и трамвайных служащих), Наркомата тяжелой промышленности - на предприятиях.

Во всех этих бюро и комиссиях участвует в подборе и специалист-отиатр.

Органы чувств играют настолько значительную роль в выборе профессий, количество профессий, зависящих от правильной функции органа слуха и верхних дыхательных путей, так велико и с развитием техники во всех ее видах настолько увеличивается, что на исследование этих органов должно быть обращено самое существенное внимание. Однако, врач - отоларинголог, участвующий в медицинском отборе подростков, хорошо знакомый с различными методами исследования верхних дыхательных путей и органа слуха, должен, учитывая результаты исследования, иметь ввиду, главным образом, не ту или другую нозологическую единицу, а состояние функций этих органов, и должен обратить внимание на то, насколько определенное заболевание ведет или может повести к ослаблению или к нарушению деятельности этих органов. Для отоларинголога в этом случае важно не только настоящее патологическое состояние, но и препатологическое; кроме того, он должен учесть перспективу будущего состояния данного лица на работе, т.е. влияние тех или других производственных факторов на его орган слуха, ибо от этого зависит полнота использования трудящегося для избранной им профессии. Малая сопротивляемость организма, определенные дефекты в органах могут под влиянием отрицательных факторов профессии повести к быстрой изнашиваемости организма и понизить производительность его труда. Так, плохо слышащий клопферист с наклонностью к понижению слуха под влиянием напряженности органа слуха при работе через короткое время сделается малоценным работником.

Не может, конечно, врач-отиатр проходить и мимо личных стремлений подростка, его призвания, склонности к определенной профессии, его общественных задатков, окружающей среды. Наконец, отиатру важно учесть улучшение санитарной техники, особенно при социалистическом строительстве. Ввиду всего этого, приходится признать, что отоларинголог профподбора должен быть не только специалистом, но должен хорошо знать производство, должен быть отиатром-гигиенистом.

Как мы уже говорили, для целей профподбора, главным образом, необходимо делать установку не на диагноз, не на выяснение названия болезни, а на состояние функций; исследование должно вестись в этом направлении, хотя часто, конечно, диагноз уже сам по себе говорит и о функции.

Функция кохлеарного аппарата исследуется при помощи шепотной речи, разговорной речи и при помощи камертонов. Исследование шепотной речью производится помощью чисел и слов, подобранных для русского языка Воячеком (список этих слов смотри в первой части, стр. 444); у него слова расположены в двух таблицах. Первая таблица содержит слова с басовой характеристикой - они различаются нашим ухом в среднем на расстоянии 5 м; во второй таблице помещены слова с более звонким (дискантовым) характером - среднее дальнейшее нормальное расстояние, на котором слышны слова этой таблицы, произносимые шепотом, равно 20 м.

Воячек рекомендует выводить отдельно остроту для каждой зоны (басовой и дискантовой), причем острота слуха выражается дробью, числителем которой является расстояние, на котором слышит исследуемый, а знаменателем - среднее нормальное расстояние, например: исследуемый слышал слова первой таблицы: вор, руно, хмуро на расстоянии 3 м, следовательно, острота слуха при басовой глухоте равна 3/5. Второй пример: испытуемый слышал слова второй группы на расстоянии 8 м, следовательно острота слуха при дискантовой глухоте равна 8/20.

Для определения общей остроты слуха независимо от зон нужно сложить среднее расстояние для слов первой и второй таблиц и разделить на среднее нормальное расстояние (12,5м). Однако, для целей профподбора большинство авторов принимает то расстояние, при котором исследуемый в состоянии повторять все слова, подсказанные ему исследующим; например: больной слышит и те слова, которые принадлежат к верхней области звуковой шкалы, и те, элементы которых соответствуют средней или нижней части звуковой шкалы, на расстоянии 3 м; мы говорим в таком случае об остроте слуха для данного субъекта, равной 3 м, а в скобках (или в виде знаменателя) ставим число, выражающее длину помещения в метрах, в котором происходило исследование (помещение, во всяком случае, в длину не должно быть меньше 6 м), чтобы знать, насколько у исследуемого понижен слух. Это дает цельное представление об остроте слуха.

Дополнительно для лиц, для которых особенно важна острота слуха (шоферы, авиаторы, железнодорожники службы движения и тяги), и в случае патологии производится исследование камертонами- качественное, а если необходимо, то и количественное.* Употребляется набор камертонов Bezold-Edelmann'a или же пользуются сокращенным набором от С-2=16 д.к. до с5=4096 или даже двумя камертонами с=128 или А=100 д. к, и с4=2048.

При количественном вычислении остроты слуха камертонами в секундах нужно знать для каждого данного камертона слышимость его у здоровых людей. Обычные методы Rinne, Schwabach'a и Weber'a применяются для установления состояния воздушной проводимости и костной.

Для быстрой ориентировки мы приводим здесь коротенькую схему:

Правое ухо Левое ухо
Укорочение, значительное укорочение, 0 Воздушная проводимость Укорочение, значительное укорочение, 0
Укорочение, значительное укорочение, 0 Костная проводимость Укорочение, значительное укорочение, 0
+- Опыт Ринне +-
латерализация Вебера латерализация
В метрах, у уха, 0 Шопотная речь В метрах, у уха, 0
В метрах Разговорная речь В метрах
0, слышит Громкая речь 0, слышит

Эту схему можно продолжить в случае необходимости для обозначения результатов исследования всеми камертонами.

Разговорную речь применяют для исследования только тогда, когда острота слуха для шепотной речи равна нулю.

При исследовании вестибулярного аппарата для целей профотбора необходимо выяснить статику и динамику исследуемого. Надо решить вопрос о степени возбудимости вестибулярного аппарата, т.е. нормальна ли возбудимость, повышена или понижена.

Не разбирая в данной главе методов исследования вестибулярного аппарата и отсылая читателя к соответственной главе (см. 1-ую часть, стр. 462 - 356), мы только упоминаем, что исследование вестибулярного аппарата при профподборе необходимо производить или при обнаружении патологии или при подборе на те профессии, где требуется здоровый вестибулярный аппарат; сюда относятся профессии водительские (шоферы, авиаторы, машинисты), а также профессии, при которых приходится работать на высоте - на лестницах (кровельщики, штукатуры высоких домов, пожарные). В остальных случаях обследование вестибулярного аппарата не является необходимым.

Переходя от методов исследования для целей профотбора к практическому заключению на основании медицинского осмотра для направления подростка на ту или иную работу, мы можем пока только ограничиваться в основном указаниями отрицательного свойства: учитывая дефекты со стороны органа слуха, которые имеются у подростка и которые могут ему мешать изучать производство или могут со временем понизить производительность его труда вследствие частых заболеваний, мы должны считать такого подростка непригодным для данной профессии. Мы тут же должны указать, что заключение о пригодности подростка не может и не должно решаться, даже при указанных дефектах, одним только отологом, - это может быть решено лишь на основании общего заключения специалистов X) состоянии всего организма.

Устанавливать противопоказания для каждой отдельной профессии было бы нерационально, так как профессий существует тысячи, и, кроме того, условия производства различны на разных фабриках, заводах и в разных цехах: слесарь не везде производит одну и ту же работу, не везде подвергается одной и той же вредности. Если же принять во внимание строительство в нашем Союзе многих наших заводов по последнему слову санитарной техники, то само собою понятно, что об одинаковых условиях работы нечего и говорить. Естественно поэтому, скорее, остановиться на профессиональных факторах, сопутствующих производству, и уже в зависимости от этих факторов и тех нарушений функции органов слуха (и верхних дыхательных путей), которые найдены у исследованных, делать соответствующие выводы.

В соответствии с этим мы составили таблицу, где мы сопоставляем . производственный фактор, функцию и нозологическую единицу. В разделе нозологических единиц мы в некоторых случаях (см. таблицу) отошли от своих диагностических названий, а приняли во внимание тот или иной дефект, препятствующий изучению профессии или занятия; так, например, если мы указываем рубцовое сужение ноздрей, то мы совершенно не ставим этот дефект в зависимость от определенного заболевания, будет ли это заболевание результатом туберкулеза, сифилиса, склеромы, или вследствие какой-либо иной причины; для нас важен самый факт сужения, мешающий правильному носовому дыханию.

Как видно из таблицы, мы не принимаем во внимание временный характер или излечимость заболевания, как не вводим и разделения на абсолютные и относительные противопоказания. Мы говорим только о состоянии обследуемого в момент осмотра. Мы принимаем во внимание только один принцип как противопоказание - это принцип прогрессирования заболевания в зависимости от того или иного фактора производства.

Если у субъекта имеется отосклероз, то хотя в данный момент он и мог бы поступить на шумовую работу, но, ввиду того, что отосклероз безусловно ухудшается и прогрессирует в своем течении под влиянием шума, мы должны отклонить поступление в такой цех, особенно подростка, ибо через некоторое время он потеряет слух.

Таблица

Фактор Функция Противопоказания для приема на работу
Нозологическая единица
Шум чрезмерный, превышающий физиологическую норму (в среднем свыше 50—60 децибел). Сотрясение. Слух
  1. Отосклероз.
  2. Заболевания слухового нерва.
  3. Меньеровский симптомокомплекс.
  4. Хроническое воспаление среднего уха с грануляциями и кариесом.
  5. Хроническое воспаление среднего уха без осложнений (условно).
Колебания атмосферного давления.
  1. Слух.
  2. Состояние равновесия.
  3. Свободное носовое дыхание и полная проходимость Евстахиевых труб.
Помимо предыдущих заболеваний, воспаление Евстахиевых труб.

Примечание. В отношении шума и сотрясения мы, ввиду отсутствия еще обоснованных работ, касающихся. измерений (децибелами и т. д.) пока принуждены, ограничиться приблизительными данными.

В графе о шуме под номером четвертым мы поставили хроническое воспаление среднего уха с грануляциями и кариесом, хотя в этом вопросе у многих авторов единогласия не имеется. Мы приведем слова известного гигиениста Theleky: "возникает вопрос, могут ли допускаться лица, болеющие теми или иными болезнями уха, к шумовым профессиям, и если могут, то в каких случаях?" Некоторые авторы утверждают, что если причиной ослабления слуха является то или иное повреждение наружного или среднего уха, то в таком случае шумовая профессия не может оказать вредного воздействия ; даже наоборот - внутреннее ухо, вследствие болезненных изменений звукопроводящих отделов слуха гораздо более защищено против различных более или менее сильных возбуждений, чем вполне здоровое ухо. Таким образом, людей с заболеванием среднего уха можно вполне спокойно допускать к профессиям со значительным звуковым воздействием. Это мнение, однако, поддерживается не всеми: известно, что на проведенную по этому поводу Voss'ом анкету среди германских отиатров, десять ответили, что одновременное заболевание среднего уха предрасполагает или даже усиливает заболевание внутреннего уха, а семь отиатров указали, что в заболевании среднего уха они видят защиту против заболевания нерва. Мы на основании личного опыта придерживаемся того мнения, что при гнойном заболевании среднего уха, связанном с костоедой и грануляциями, под влиянием шума воспалительный процесс несомненно увеличивается и все симптомы - шум в ушах, головокружение, головные боли - прогрессируют, почему хроническое гноетечение среднего уха с кариесом и грануляциями должно служить противопоказанием для шумовых профессий. Что касается простого не осложненного гноетечения, то при этом заболевании занятия при шуме допустимы, если принятый на работу будет находиться под наблюдением врача; этот пункт у нас обозначен "условно".

При профподборе, однако, недостаточно руководствоваться одними отрицательными факторами производства и на этом строить противопоказания: необходимо еще исходить из, производственного принципа, необходимо знать те условия, те требования, которые сама профессия предъявляет лицу, занимающемуся этой профессией; нельзя глухонемого сделать продавцом в магазине, нельзя быть певцом с сипотою голоса. Исходя из этого, мы в соответствии с литературными данными и нашим опытом разделили все профессии на следующие семь групп, в зависимости от требований, предъявляемых к органам слуха и вестибулярному аппарату.

В этом разделении профессий мы старались акцентуировать ту роль, которую при занятии той или иной профессией должен играть орган слуха; в одних профессиях орган слуха играет роль рабочего органа, как, например, у телефонисток или голосовые связки, гортань у педагогов, в других профессиях слух имеет значение постольку, поскольку он необходим для общения с людьми, напр., у продавца, но в определенном размере, и т. д.

Для пояснения произведенной нами группировки профессий мы укажем, что мы говорим "острый слух", когда испытуемый слышит все слова, произнесенные шепотной речью, на расстоянии не менее 6 м, на каждое ухо отдельно в нашей обычной обстановке; мы говорим о малой тугоухости, когда испытуемый слышит на расстоянии до 2 м на оба уха, о значительной тугоухости - когда испытуемый слышит на расстоянии ниже 2 м на оба уха, и, наконец, мы говорим о глухоте, когда испытуемый совершенно не слышит никакой речи - ни шепотной, ни разговорной, ни громкой.**

  1. Профессии, при которых нужен остры и слух: музыканты педагоги, телефонисты и проч.
  2. Профессии, при которых нужен средний слух для общения с людьми: курьеры, официанты, лица, ухаживающие за больными, продавцы и проч.
  3. Профессии, при которых слух не нужен, но может понадобиться хотя бы для малого общения с людьми, с остротой слуха для шопота до 0,5: статистики, счетоводы и проч.
  4. Профессии, при которых нужен острый слух и здоровый вестибулярный аппарат: трамвайные вагоновожатые, шоферы, железнодорожники 1-ой категории и проч.
  5. Профессии, при которых слух нужен для общения с людьми, хотя бы и малого, но также важно отсутствие нарушения равновесия - их занятия связаны с нахождением на высоте, на лестницах, на крышах: маляры, кровельщики, моряки и проч.
  6. Профессии, при которых слух не нужен, но по условиям работы представляющие опасность для ушных больных с гноетечением : грузчики, носильщики, молотобойцы и проч.
  7. Профессии, при которых слух не является нужным: типографы, портные, столяры, переплетчики, наборщики, зубные техники и проч.

В отношении профподбора летчиков см. главу: "Профессиональные болезни органа слуха".


* Исследование слуха отоаудионом еще не вошло в общее употребление.
** Эти сведения помещены также и в главе об экспертизе, где они также необходимы для руководства.

[к оглавлению]